ПРОИЗВОДСТВО КОРПУСНЫХ И КОЛЬЦЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ

Алюминиевые кольца для корпуса вентилятора обычно обра­батываются на вертикальном токарно-револьверном станке фирмы «Булард», имеющем рабочий стол большого диаметра. Для обра­ботки колец применяются также вертикальные токарно-револь­верные станки фирм «Морандо» и «Грей».

Корпусные детали вентилятора, а также других узлов из тита­новых сплавов на фирме «Пратт—Уитни» сваривают специально разработанным методом. Ручную сварку плавлением выполняют в пластмассовом кожухе, заполненном инертным газом, который обеспечивает надежную защиту шва от загрязнений. Этот способ прост и универсален.

Операции обточки, сверления и расточки отверстий корпусных деталей фирмы «Дженерал электрик» и «Роллс-Ройс» выполняют на станках типа «машинный центр» с ЧПУ фирмы «Керней-Трек — кер» модели «Мильвоки Матик» с магазином на 80 инструментов. Кроме того, английская фирма применяет обрабатывающий центр фирмы «Ставели» с магазином на 40 инструментов.

Корпуса сварной конструкции двигателя JT9-D обрабатывают на карусельно-шлифовальном станке фирмы «Элб-Шлифф» модели SWR-150D (рис. 9.10). На фирме «Роллс-Ройс» широко применят ют обработку корпусных деталей из жаропрочных сплавов элект­рохимическим методом, для чего используют 18 установок «Ано — кат».

Корпуса из легких сплавов обрабатываются на пятикоорди­натном станке «Омнимил» с программным управлением фирмы «Сандстренд». Разрабатывается проект автоматической линии из станков с ЧПУ для обработки крупногабаритных корпусных дета­лей. Корпуса камер сгорания двигателя JT9-D изготавливают из

высокотемпературного сплава «Инконель-718», в то время как для корпусов турбины и выхлопного сопла’применяют поковки из сплава «Инколой-901».

Для обработки кольцевой детали двигателя RB-211 из титано­

вого сплава, представляющей собой тонкостенную поковку диаметром 244 мм, английская фирма «НРС Инджинииринг» изготовила при­способление для сверления 416 от­верстий. Эта же фирма изготовила контрольное приспособление для проверки взаимного положения кон­структивных и технологических от­верстий. Положение каждого от­верстия относительно базы в цент­ре приспособления измеряется ин­дикатором, закрепленным на теле­скопической консоли, внутренний конец которой соединен сферической цапфой с кронштейном крепления в центре приспособления.

Крупногабаритные приспособле­ния изготавливают на универсаль­ных станках; растачивание отвер­стий ведется на комплексе оборудо­вания, состоящем из горизонтально-

расточного станка «Унион» и двух вертикально-фрезерных станков.

Для обработки тонкостенных сложных корпусов с фасонными пазами фирма «Роллс-Ройс» применяет электрохимическую н электрофизическую обработку. На рис. 9.11 показан корпус двига­теля, подвергаемый электрохимической обработке. Ребра жестко­сти корпуса обрабатываются малогабаритным инструментом (для обработки корпуса двигателя потребовалось 27 инструментов). Масса заготовки равна 453 кг, а масса детали — 67 кг. При из­готовлении корпуса, показанного на рис. 9.12, применяется химиче­ская обработка одновременно по всей поверхности детали.